МКОУ С(К)Ш №53

 

Логопедическая служба

   

Учитель-логопед устраняет речевые нарушения у детей. Специфика логопедической работы в нашей школе обусловлена характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями ребенка с интеллектуальными нарушениями, прежде всего снижением уровня развития и структурой речевого дефекта.

Речь помогает ребенку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир. Она играет огромную роль в психическом развитии ребенка.

Нарушения речи у обучающихся с умственной отсталостью с большим трудом подвергаются коррекции, отчего продолжительность коррекционно-логопедической работы носит более длительный характер. У детей с интеллектуальными нарушениями, в отличии от их нормально развивающихся сверстников дольше формируются те или иные речевые навыки и стереотипы. В работе малоэффективно использование самоконтроля, а также зрительного и слухового контроля над речью. Поэтому логопедическая работа занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития умственно отсталого ребенка. Нарушения речи отрицательно влияют на психическое развитие, эффективность его обучения.

Правильно организованная логопедическая работа, способствует развитию не только мышления и речи обучающихся, усвоению школьной программы, но и способствует социальной адаптации учеников.

Развитие речи обучающихся характеризуется целым рядом отклонений. Для большинства умственно отсталых детей типичны запаздывание и замедленный темп развития речи, ограниченный и не соответствующий возрастным нормам активный и пассивный словарь, отклонения в формировании фонетического, фонематического и грамматического строя.

Нарушения речи у детей с проблемами в развитии носят системный характер.

Поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом .Наиболее распространённые речевые расстройства у обучающихся младших классов и обучающихся среднего звена - дефекты звукопроизношения и нарушения устной и письменной речи. Поэтому коррекции этих дефектов уделяется большое внимание.

 

Цель коррекционно-логопедической работы:

- учить детей слушать, понимать обращенную речь, формировать фонематическое восприятие, расширять и уточнять словарный запас, развивать речь, улучшать ее грамматическую сторону.

 

Задачи коррекционно-логопедической работы: 

Коррекция звуковой стороны речи.

- постановка, автоматизация и дифференциация звуков

- формирование фонематического восприятия, совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звукобуквенном анализе, в формировании слоговой структуры слова

Коррекция нарушений лексико-грамматического строя речи.

- уточнение активного и пассивного словаря, его обогащение

- развитие форм словообразования и словоизменения

Развитие связной речи.

Коррекция нарушений чтения и письма.

 

Особенности логопедической работы

 o    В силу того, что нарушения речи умственно отсталых детей носят стойкий характер, логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки.

 o    Ведущим нарушением данных обучающихся является недоразвитие познавательной деятельности, поэтому весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

 o    Учитывая логопедическое заключение - системное недоразвитие речи (легкой, средней или тяжелой степени), планирование составляется таким образом, чтобы коррекционная работа осуществлялась над речевой системой в целом, то есть в каждое занятие включаются задачи на развитие фонетико-фонематической стороны речи,  лексико-грамматического строя и связной речи.

 o    Необходимость реализации принципа поэтапного формирования умственных действий.

 o    Максимальное включение анализаторов, актуализация ощущений разной модальности, а также использование максимальной и разнообразной наглядности.

 o    Осуществление дифференцированного подхода.

 o    Коррекцию нарушений речи увязывать с общим моторным развитием и тонкой ручной моторикой.

 o    Содержание логопедической работы находится в соответствии с программой обучения грамоте, письма и развития речи.

 o    Характерной для логопедической работы является частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны.

 o    Частая смена видов деятельности, переключение ребёнка с одной формы работы на другую.

 o    Тщательная дозировка заданий и речевого материала. 

Логопедические занятия посещают обучающиеся 11-7 классов. Группы комплектуются с 1 по 15 сентября по результатам обследования обучающихся каждого класса.

Работа ведется по нескольким направлениям:

1.     Развитие общей и мелкой моторики.

2.     Развитие артикуляторной моторики и мимики.

3.     Коррекция звукопроизношения.

4.     Коррекция просодии.

5.     Коррекция слоговой структуры слова.

6.     Обогащение словарного запаса.

7.     Коррекция грамматического строя речи.

8.     Развитие связной речи.

9.     Коррекция нарушений письма.

10.               Развитие внимания, памяти, восприятия, эмоционально-волевой сферы.

 

 

Автоматизация звуков с помощью игровых приёмов

 

Дисграфия

 

Дислексия

 

Единство требований учителя – логопеда и родителей к речи ребёнка

 

Игры на кухне для детей и их родителей

 

Как можно помочь ребёнку с дисграфией?

 

Как можно помочь ребёнку с дислексией?

 

Как помочь ребенку с затруднениями в овладении правильным письмом

 

Логопед рекомендует...15 советов родителям

 

Речь педагога, как фактор развития речи детей

 

Советы родителям неговорящих малышей

 

Упражнения, способствующие развитию скорости и качества чтения

Дата последнего обновления страницы 03.03.2022
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения