«Без речи нет ни сознания, ни самосознания»
Л.С. Выготский
В законе о современном образовании первостепенной задачей является всеобщее обучение детей, не зависимо от дефектов развития. В последние годы увеличился процент детей с умеренной степенью умственной отсталости, которые посещают школу и принимают участие в образовательном процессе в меру своих возможностей. Основной целью обучения детей с глубокими нарушениями интеллекта является подготовка к самостоятельной жизни, умение ориентироваться в окружающей среде, способность общаться с людьми, приобретение простейших трудовых навыков. Кроме умственной отсталости, у детей отмечаются следующие нарушения: общей и мелкой моторики – 100%,координации движений – 100%,ориентации в пространстве- 100%, речевые нарушения различной степени тяжести- 100%.
В последнее время наблюдается тенденция к увеличению роста детей с тяжелыми и сочетанными нарушениями развития. Если обратиться к статистике, то процентное соотношение детей с легкой формой умственной отсталости к тяжелой форме (конкретно в нашей школе), мы прослеживаем в диаграмме 1.
Диаграмма 1

Одной из форм тяжелого нарушения развития является РАННИЙ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ или синдром Каннера (более легкие его формы носят название синдрома Аспергера). РДА – это совокупность нескольких видов проявлений, в число которых входят аутизм (уход в себя), различные аффективные проявления, агрессия. Речь для детей с РДА часто не представляет интереса. Аутичный ребенок не фиксирует взгляда на говорящем, не отзывается на обращение. Речь не носит для него регулирующей функции. Дети первой и второй групп (по классификации О. С. Никольской), очень часто остаются в разряде «неречевых» детей. Нарушения речи при аутизме относятся к самым трудно корректируемым. Опираясь на работы Л.Г. Нуриева, Е.А. Янушко, мы выделили этапы коррекционно - логопедической работы с аутичными детьми, которыми и руководствуемся на своих занятиях.
1 этап « Адаптационный»
1.Установление формального контакта;
2.Привлечение внимания ребенка (тактильные, сенсорные способы);
2 этап « Первичные учебные навыки»
1.Выработка учебных стереотипов;
2.Привлечение внимания к выполнению задания;
3.Включение ребенка в совместную деятельность (убрать дидактический материал на место);
4.Удерживание ребенка в рамках учебной деятельности.
3 этап «Указательный жест»
1.Формирование жеста в общении ребенка с людьми;
2.Побуждение к невербальному ответу на вопрос или предложение (кивок головы);
3.Обучение игре «Паззлы»;
4 этап «Чтение»
1.Аналитико – синтетическое;
2.Послоговое;
3.Глобальное;
4.Развитие зрительной памяти;
5.Развитие понимания устной и письменной речи.
Содержание коррекционно - логопедической работы с аутичными детьми
1. Установление контакта на невербальном уровне;
2. Развитие понимания устной речи;
3. Расширение представлений об окружающем;
4. Уточнение значения слов;
5. Развитие артикуляционного праксиса;
6. Формирование грамматического строя речи;
7. Формирование фразы и работа над естественным звучанием речи;
8. Развитие коммуникативных навыков речи;
9. Развитие слухового внимания и фонематического слуха;
10. Обучение чтению.
Логопедическая работа в нашей школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с тяжелыми и сочетанными нарушениями развития. Все логопедические занятия направлены на обогащение и активизацию словаря, отработку грамматических категорий, развитие связной речи. Логопедические занятия выстраиваются с учетом плана уроков по развитию речи. Тема обоих занятий совпадает, разница лишь в том, что учитель на уроке развития речи дает общие понятия, а на занятиях с логопедом отрабатываются те или иные грамматические категории. Психолог же проводит коррекционно - развивающую работу, опираясь, на эту же тему.
Таким образом, в коррекционном процессе задействованы все специалисты, а на детей оказывается всестороннее воздействие, обеспечивающее максимальное усвоение предлагаемого материала.
Фото