Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

                          

                                                         МКОУ С(К)Ш №53

Логопедическая служба

 

Логопедическая служба

 

«Без речи нет  ни сознания, ни самосознания»

                                                                            Л.С. Выготский

 

     В законе о современном образовании первостепенной задачей  является всеобщее обучение детей, не зависимо от дефектов развития. В последние годы увеличился процент детей с умеренной степенью умственной отсталости, которые посещают школу и принимают участие в образовательном процессе в меру своих возможностей. Основной целью обучения детей с глубокими нарушениями интеллекта является подготовка к самостоятельной жизни, умение ориентироваться в окружающей среде, способность общаться с людьми, приобретение простейших трудовых навыков. Кроме умственной отсталости, у детей отмечаются следующие нарушения: общей и мелкой моторики – 100%,координации движений – 100%,ориентации в пространстве- 100%, речевые нарушения различной степени тяжести- 100%.

     В последнее время наблюдается тенденция к увеличению роста детей с тяжелыми и сочетанными нарушениями развития. Если обратиться к статистике, то процентное соотношение детей с  легкой формой умственной отсталости к  тяжелой форме (конкретно в нашей школе), мы прослеживаем  в диаграмме 1.

 

                                                                                                                                       Диаграмма 1

 

     Одной из форм тяжелого нарушения развития является РАННИЙ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ или синдром Каннера (более легкие его формы носят название синдрома Аспергера). РДА – это совокупность нескольких видов проявлений, в число которых входят аутизм (уход в себя), различные аффективные проявления, агрессия. Речь для детей с РДА часто не представляет интереса. Аутичный ребенок  не фиксирует взгляда на говорящем, не отзывается на обращение. Речь не носит для него регулирующей функции. Дети первой и второй групп (по классификации О. С. Никольской), очень часто остаются в разряде «неречевых» детей. Нарушения речи  при аутизме  относятся  к самым  трудно корректируемым.  Опираясь на работы Л.Г. Нуриева, Е.А. Янушко, мы выделили этапы коррекционно - логопедической работы с аутичными детьми, которыми и руководствуемся на своих занятиях.

1 этап « Адаптационный»

  1.Установление формального контакта;

  2.Привлечение внимания ребенка (тактильные, сенсорные способы);

2 этап « Первичные учебные навыки»

  1.Выработка учебных стереотипов;

  2.Привлечение внимания к выполнению задания;

  3.Включение ребенка в совместную  деятельность (убрать дидактический материал на место);

  4.Удерживание ребенка в рамках учебной деятельности.

3 этап «Указательный жест»

  1.Формирование жеста в общении ребенка с людьми;

  2.Побуждение к невербальному ответу на вопрос или предложение (кивок головы);

  3.Обучение игре «Паззлы»;

 4 этап «Чтение»

  1.Аналитико – синтетическое;

  2.Послоговое;

  3.Глобальное;

  4.Развитие зрительной памяти;

  5.Развитие понимания устной и письменной речи.

 

Содержание коррекционно - логопедической работы с аутичными детьми

1. Установление контакта на невербальном уровне;

2. Развитие понимания устной речи;

3. Расширение представлений об окружающем;

4. Уточнение значения слов;

5. Развитие артикуляционного праксиса;

6. Формирование грамматического строя речи;

7. Формирование фразы и работа над естественным звучанием речи;

8. Развитие коммуникативных навыков речи;

9. Развитие слухового внимания и фонематического слуха;

10. Обучение чтению.

     Логопедическая работа в нашей школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с тяжелыми и сочетанными нарушениями развития. Все логопедические занятия направлены на обогащение и активизацию словаря, отработку грамматических категорий, развитие связной речи.  Логопедические занятия выстраиваются с учетом плана уроков по развитию речи. Тема обоих занятий совпадает, разница лишь в том, что учитель на уроке развития речи дает общие понятия, а на занятиях с логопедом отрабатываются те или иные грамматические категории. Психолог же проводит коррекционно - развивающую работу, опираясь, на эту же тему.

     Таким образом, в коррекционном процессе задействованы все специалисты, а на детей оказывается всестороннее воздействие, обеспечивающее максимальное усвоение предлагаемого материала.

 

Фото

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"